mudilevski (muddylevski) wrote,
mudilevski
muddylevski

Старосоветская хроника.,

Кто-нибудь новогоднюю программу телевидения видел? Я тоже - не очень. Однако, того что видел, достаточно, чтобы сравнить. Новый год в советское время - был лучше. Потому, что он был буквально отвоёван у советской власти. Отвоёван собственным населением. Это был тот маленький кусочек буржуазного прайвеси, которое в остальное время года, если и не находилось под запретом, то морально осуждалось. Буржуазности в сссР не было ровно в той степени, в какой не было и секса.
При всём том, с пьянством боролись. А ведь, что такое пьянство в социалистической стране? Это и было бегством в скоротечное прайвеси. Потому оно и было столь масштабным всобъемлющим. Напиваясь, страна эмигрировала отсюда туда. В эстетическое неуловимое пространство.
Чтобы понять разницу между НГ сейчас, и Новым Годом тогда, достаточно сравнить старую "Иронию Судьбы", и новую. Унылая серость всеобщей унификации совстандартов приводила к парадоксальному результату, понимание фильма было объёмным и всенародным. Этот бэкграунд, это ожидание чуда среди ночи, щемящее желание вырваться из замкнутого круга советской повседневности было единым. Граждане желали своего отдельного от государства счастья. Пусть маленькое, но комфортное и без подвигов. И желание это было всеобщее. Вот почему, казалось бы, столь положительный персонаж, как Ипполит Матвеич, человек безусловно Системный, всегда оказывался посрамлён и опущен. И граждане смеялись. При всём том, что фильм невыразимо грустный. Грустный своим фоновым ужасом и пониманием подробностей. Дело происходит в Ленинграде, в городе Трёх революций. Поверьте, в 1974-ом году, ещё очень многие, если не помнили, то неким образом предощущали глубоко внутри, что такое огни Рождества 13-го года. Ночи гражданской войны, не удивляйтесь, были ещё живой реальностью. Как раз в это время уже начинал монтироваться грандиозный советский хроникальный сериал "Это наша с тобой биография", и вышел на экраны "Дни Турбиных". В Днях была сходная атмосфера долгой ночи. И тоже пили. Но там была встреча друзей, перед уходом в безбрежное небытие, под давлением нешуточных обстоятельств. Посидели на дорожку. А в " Иронии" была попытка, как-то найти друг друга. Лукашин был обречён на победу, потому что его в систему не взяли, и жил он на одну зарплату. Он был как все, - бесперспективный. И ему сопереживали. Эльдар Рязанов уловил этот всеобщий бэкграунд и точно его реализовал. На самом деле, фильм так и воспринимался, как антисоветский. Народ, глядя в эту картину, был един. Он не хотел ядерной войны. Которая подобно ночи, отравляла день. При том, что на войну работала вся страна.
Насколько старая Ирония, лучше новой, настолько и старый Новый год отличается от нынешнего НГ. Еды много, фейерверки яркие, есть в свободном доступе не только шампанское, но и виски. И даже джин. Не говоря уж о текила. Есть мобильные телефоны, иномарки, есть даже современная техника для съёмки кино. Есть наличные доллары. А вот, режиссёров, умеющих снимать, - нету. Нет единства, нет запроса, нет ума, осознающего это единство. Вы видели новую Иронию? Каша. Просто, каша. Не больно, не смешно, а глупо. И тоска, тоска по прошлой тоске. Материал распадается на ходу. Нет сюжета в быту, нет и в кино.
Нет сюжета там, где паханы этой жизни, хотят выдать собственные понты за народную благость.

Tags: Старосоветская хроника.
Subscribe
promo muddylevski april 24, 2013 13:31 3
Buy for 20 tokens
Художнику, тем более свободному, невыгодно писать плохие тексты. Невыгодно отнюдь не в коммерческом смысле. Большой и плохо написанный текст, это прежде всего, пропажа времени.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments