mudilevski (muddylevski) wrote,
mudilevski
muddylevski

ПОЭЗИЯ,

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ ЗАРУБКА

"Я получил блаженное наследство, чужих писцов блуждающие сны". Вот она формула интертекстуального анализа. Всякий раз, когда я натыкаюсь на строчку из Мандельштама "Я список кораблей прочёл до середины", у меня выстраивается прелюбопытный ассоциативный ряд. Начнём с того, что строчка эта берёт начало в пограничном состоянии, между сном и явью. Чтобы усыпить мозг, поэт читает имена кораблей, двинувших паруса в направлении Трои. Но странным образом, и ритмически и по смыслу, строчка эта совпадает с другой. "Земной свой путь пройдя до середины"... Но это же Данте Алигьери, поэт, который в некотором роде и не выходил из этой сумеречности. Если внимательно присмотреться к фильмам Фрэнсиса Форда Копполы, то эта строфа из "Божественной комедии" великого итальянца и есть главный Копполовский сюжет. Его можно проследить практически в любой его ленте, включая недавнюю "Между". Но нигде так ярко и гениально она не воплотилась, как в Апокалипсисе ТУТ. Почему "тут", потому что автору было важно подчеркнуть единство времени и места. Тут - это значит сейчас. Линия времени и пространства, как в прицеле сходятся в одной точке. О чём этот фильм? Вы думаете, что о войне во Вьетнаме? Ничего подобного. Это копполовская версия Данте. А вся завязка Данте, строится на встрече с проводником из ада. Героя фильма, как и героя комедии всегда ведёт невидимая рука. Чтобы подчеркнуть эпичность своего полотна Коппола берёт по максимуму, он начинает с экранизации Библии. В начале была тьма, и земля была безвидна... С этой тьмы и начинается лента. Фильм уже идёт, а на экране нет ничего. Так просыпается герой. Его пробуждение, по сути - это ускоренный вариант сотворения мира. От тьмы, к девственному первобытному лесу, и до напалмового ада. Пока, наконец, капитан не приходит в себя и не осознаёт, где он находится: в Сайгоне. Опять этот чёртов Сайгон. И строчка Мандельштама, и Данте, и сюжет Копполы - это и есть это бытийное предощущение, ощущение изнанки мира, реальности того, что нереально.
Как-то так. Еду в автобусе домой.

Tags: ПОЭЗИЯ
Subscribe
promo muddylevski april 24, 2013 13:31 3
Buy for 20 tokens
Художнику, тем более свободному, невыгодно писать плохие тексты. Невыгодно отнюдь не в коммерческом смысле. Большой и плохо написанный текст, это прежде всего, пропажа времени.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments