mudilevski (muddylevski) wrote,
mudilevski
muddylevski

Кинематограф,

МЕЛАНХОЛИЯ ЛАРСА фон Триера.

"Меланхолия" Ларса фон Триера - фильм для второго просмотра. Первый просмотр не оставляет ничего, кроме раздражения. Первые шестьдесят минут экранного времени способны оттолкнуть даже вполне интеллигентных людей. Причина - приблизительно столько же времени автор насильственно ломает привычные стереотипы обывателя, и при этом, совершенно непонятно зачем. До второй части фильма, где есть интрига и развязываются все узелки, когда смотреть взахлёб интересно - доживает не каждый. Есть ещё условие - второй просмотр долженствует состояться спустя длительное время, после первого. Вчера, такой просмотр устроил я себе сам, хотя все обстоятельства тому не способствовали.

Кто-то говорил, что европейские фильмы, в отличие от американских, хочется поставить на ускоренную прокрутку, так и смотреть. Это верно. Заставка этой ленты - это не совсем кино в полном смысле этого слова, скорее это ожившие на мгновение картины сюрреалистов. Можно довольно прозрачно проследить Магритта, Дали, и... не скажу кого, догадайтесь сами, чьё лёгкое дыхание овевает этот сюр. Но в таковом случае, потерялось бы само очарование момента, красота кадра, чистая красота ...превосходство.
Супруга, присутствовавшая при экране, за всё это время трижды глянула в кадр и снова утонула "в контакте". Единственное связующее звено, когда нет ещё условной конвенции между авторским замыслом и пониманием зрителя того, что происходит на экране, была лишь музыка. Чистая музыка - соединительная ткань композиции. Я сначала подумал, будто это Ян Сибелиус. Не знаю почему. Может быть сыграл роль шведский антураж? Память о Бергмане? Классическая Европа, замок, выверенный парк, склонность к этикету, симметрии, даже две тени от стрелки солнечных часов не портят экспозиции. Даже фашиствующая старуха маман, с её ежеутренней гимнастикой у окна - всё та же старая Европа. А потом вдруг осознал, что это Рихард Вагнер. "Тристан и Изольда"! Реакция супруги была такова:
- Что за похоронный марш ты поставил?
Я выдержал паузу достоинства и самым общим образом ответил, что это:"очень красивая классическая музыка". На что благоверная ответила:
-Ооо, да ты мало на работе у.бываешься. Надо бы тебе нагрузочку усилить.
Что тут можно ещё добавить? Сказать, что супруга - русский человек, а я не? Или то, что она - стопроцентная еврейка, а я не? А может ещё кое что? Что может быть расценено, как экстремизм. (Это тонкий юмор, на уровне английского, предупреждение для тех кто настолько же безъюморен, как и Русская Православная Церковь). Ай-пад "для контакта", кстати - даренный, не скажу кем.
Но всё это шелуха условностей. Когда супруга в голос захрапела, я предварительно подоткнул её толстым покрывалом, тоже даренным, - и для меня начался собственно просмотр. У этого просмотра был только один недостаток - я был в одиночестве. Хотелось быть хотя бы вдвоём. Но я был, как и те люди на экране, как то человечество на экране - в одиночестве. Старшая сестра спрашивает свою младшую шведскую сивиллу, которая голая лежала при искусственной луне на берегу живой реки:
-Но ведь мы же не одни во вселенной? Мы не единственные?
И младшая сестра, раньше пережившая этот ужас открывшейся перед ней бездны отвечает:
-Мы единственные.
-Откуда ты знаешь?
-Я знаю очень много.
В сущности, каждый присутствующий на экране человек знает эту правду о самом себе. Человек умрёт. Он просто отказывается в это верить. Он отказывается верить в собственную смерть. Он отказывается верить в эту бессмыслицу бытия. Небытия для него пока ещё нет, насколько бы мудр и опытен ни был этот благополучный буржуа. В сущности, этот изысканный, утончённый фильм, о европейском уголке мира, с таким "нерусским" антуражем, поразительно актуален и важен для нашей страны именно сегодня, именно сейчас. Мы все живём под знаком Меланхолии. Да, это общечеловеческая суть, но именно сегодня в РФ разверзлась та бездна небытия над которой пляшет и танцует весь народ. И ему пофиг. И это так ясно, как простая гамма."Меланхолия" Ларса фон Триера - убедительна. Но вспоминает об этом человек, когда уже нечем прикрыть себя, разве что газетой, или копной соломы. При втором прогоне, ты уже понимаешь, что чувствует каждый, присутствующий на экране, и во что он не верит. Тебе становится понятна вся неловкость и абсурдность той нелепицы, что тут происходит. И второй раз, ты смотришь на экран уже не с чувством крутящегося пальца у виска, а с предчувствованием вопроса: а что бы ты сделал, зная то, что знают они? Какую бы ты ставку поставил на "зеро"?
Я смотрел, и испытывал внутри в самой глубине это невыносимое нарывное, как газ, когда гноится сама душа. Пока не начал задыхаться...

Супруга проснулась.
-Ну. и как тебе эта х.ета?
-Страшное кино. - ответил я подумав. - Это страшно.
-Так чем закончилось?
-Ну. как тебе объяснить? ...Все в конце умерли.
-И что, невеста тоже?
-Ну,... да...

Tags: Кинематограф
Subscribe
promo nemihail 10:00, yesterday 306
Buy for 30 tokens
На днях я рассказал печальную историю о том, как попал с арендой собственной квартиры. Да, к сожалению такое иногда случается. Но оказывается, что в США с этим куда хуже, так как прав больше не у капиталиста рантье, а у потре​**теля его услуг. Но американцы таки научились зарабатывать иначе.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments